Город Мурманск

Общие сведения и описание Мурманска

Географически располагается Мурманск на северо-западе России. Организационная середина одноимённой области. Мурманский морской порт. Город находится на восточном прибрежье Кольского залива Баренцева моря. За Северным полярным кругом

Мурманск - крупнейший город.

Храм в честь попечителя моряков был основан, как и Мурманск 4 октября 1916 г. Романов-на-Мурмане - заключительный город, созданный в русской империи. Стал Мурманском после февральского переворота в 1917 г. В упадке находился город в начале 20-х гг. Бурный рост начался благодаря решению правительства СССР построить в городе значительный порт. Одной из опорных пунктов северного флота России Мурманск стал в 1933 г.

Орден Трудового Красного Знамени Мурманск наградили в 1971 г. Так же орденом Отечественной войны первой степени, за стойкость и мужество, город вознаградили в 1982 г. Звание "Город-герой" присвоили Мурманску в 1985 г., а так же дали самые высокие награды - орден Ленина и медаль "Золотая звезда". Базовые отрасли экономики Мурманска - рыболовство и рыб переработка, пищевая промышленность, морской транспорт, железнодорожные, морские и автомобильные транспортировки, морская геология и отряд геологов, а так же металлообработка.


Численность населения Мурманска на 2016 и 2017 год. Количество жителей Мурманска

Данные количества жителей города взяты из федеральной службы государственной статистики. Официальный сайт службы Росстата www.gks.ru Внешняя ссылка. Так же данные были взяты с единой межведомственной информационно-статистисеской системы, официальный сайт ЕМИСС www.fedstat.ru Внешняя ссылка. На сайте опубликованы данные о количестве жителей Мурманска. В таблице указано распределение количества жителей Мурманска по годам, ниже на графике изображена тенденция демографии в разные годы.

Ссылки на официальные документы и ресурсы по переписи жителей помечены знаком [*] при наведении мыши вы увидите название документа.
Количество жителей Мурманска Годы
336 100 человек 2003 год
325 100 человек 2005 год
314 700 человек 2008 год
307 257 человек [*] 2010 год
307 300 человек 2011 год
305 034 человек [*] 2012 год
302 468 человек [*] 2013 год
299 148 человек [*] 2014 год
305 236 человек 2015 год
301 572 человек 2016 год
298 096 человек 2017 год


График изменения численности населения Мурманска:

Мурманск фото города. Фотография Мурманска

Мурманск

Информация о городе Мурманск в Википедии: Мурманск Внешняя ссылка

Ссылка на сайт Мурманска. Множество дополнительных сведений вы можете взять прочитав их на официальном сайте Мурманска, официальном портале Мурманска и правительства.
Официальный сайт Мурманска Внешняя ссылка

Карта города Мурманска. Мурманск яндекс карты

Создано с помощью сервиса Яндекса Народная карта (Yandex map), при уменьшении можно понять расположение Мурманска на карте России. г. Мурманск Яндекс карты. Интерактивная Яндекс карта города Мурманска с названием улиц, а так же номерами домов. На карте есть все обозначения Мурманска, пользоваться ей удобно и не сложно.

На странице вы можете ознакомиться с некоторыми описанием Мурманска. Так же увидеть расположение города Мурманск на карте Яндекс. Подробная с описанием и метками всех объектов города.

Отзывы о городе Мурманск (185)

Тут Вы можете поделиться своими впечатлениями о городе Мурманск.
Пишите отзывы не скупитесь. Администрация сайта убедительно просит не допускать в ваших отзывах о городе выражений, оскорбляющих чью-то личность, мат и т. п. высказывания. Комментарии и отзывы являются модерируемыми вручную, и впоследствии эти выражения будут удалены. Наш ресурс сделан как можно доступнее для вас, и для оставления отзывов не требуется регистрации, ввода e-mail и подобных вещей, затрудняющих общение, будьте добрее к другим, и вам все вернется в тройне. Так же просим не копировать чужие тексты, возьмите из них абзац и поставьте ссылку. Если информация будет актуальна статье, ссылка будет активной после проверки.
сергей
4 мая 2014
20:17
Ужас!!! Многие свалили отсюда, пора и нам собираться. Когда едем из отпуска обратно - тошнить начинает. Дорог нет, полуразвалившиеся пустые дома, всё сдаётся в аренду, ничего не производится и не строится. Унылый и мрачный город, населённый злыми людьми
Алексей
26 июня 2015
16:13
Мурманск - самый лучший город. Начиная с 2012 года в этом городе жить становится лучше, так как начинают ремонтировать дома, дороги, строятся различные центры, дома и многое другое.
Чех
13 октября 2015
10:41
Сколько в этом "лучшем" городе современного жилья построено за последние 20 лет? В каком состоянии рыбный порт? Коммуналка вообще половину зарплаты сжирает. На юг выехать в отпуск уже роскошь. Прошли времена сытого севера, вот и сваливает народ.
Ирина
14 октября 2015
00:25
Согласна с Вами полностью. Это был лучший город, но увы... Хотя предки жили тут и я родилась, но собираюсь уезжать. Алексей написал, как всё прекрасно. Дороги строятся? Да, каждый год кладут их всё хуже и хуже. Отмыв денег на лицо. Ветхое жильё всё на тех же местах. Зато губернатор мотается к Путину и бодро рапортует о "достижениях". Махровая коррупция, откаты... Все подряды в городе в руках одних и тех же людей. Маршрутчики работают на коррупционеров, поэтому порядка на дорогах не будет.
Зарплаты смешные даже по сравнению с з/платами в средней полосе. Выехать при таких деньгах всё проблематичнее. Коммуналка необоснованно дорогая. За куб газа 129 рублей, в Москве - 6, в Питере - 4.
Я буду, конечно, скучать, но при таком климате зарплата могла бы быть и повыше.
Алексей
30 декабря 2015
22:44
Но всё же в ближайшем будущем город снова начнёт "жить", ведь рыбный порт потихоньку восстанавливают, сносят верхние (деревянные) дома, со следующего года повышают зарплаты, и много других проектов, часть из них осуществится в будущем году.
Марко
20 февраля 2016
13:28
От рыбного порта давно одна вывеска осталась. Кроме угля в порту практически нет ничего. С нынешними темпами сноса деревяшек их даже к 150-летию не снесут. Я уже не говорю, что строят откровенное дерьмо, а не современные высотные дома. А все проекты в Мурманске имеют свойство так и оставаться на бумаге - вспомните "Русскую Лапландию", штокман, транспортный узел, свободную экономическую зону и другие. А сейчас в условиях экономического кризиса будет только хуже, поэтому зарплаты будут урезать, а людей сокращать. И чтобы это понимать, не нужно быть великим экономистом.
анатолий
18 сентября 2016
10:18
Вы правы, нет того рыбного города... на пяти углах торгуют мойвой, называют это праздником. Позор для всех нас. Поиздевались над Мурманском и над нами.
Татьяна
16 марта 2016
12:22
Когда-то по этой земле прополз ледник. Он раздавил горы и оставил после себя новые. Он приволок на своей спине миллиарды больших и маленьких камней. Он изрезал всё, что осталось, морщинами рек и глазницами озёр. Он запустил ледяные иглы в доверчиво открытые поры земли и тёплая земля стала мерзлой тундрой. Он накрошил в голубое небо океана снега и льда, да ещё и посолил покрепче эту похлёбку. Он перевернул всё по-своему и выдохся.

Остался полуостров, отсеченный от суши двумя холодными морями. Засыпанный снегом Русский Мурман… Этот город невозможно не любить.
Наталья
13 января 2016
17:24
Про злых людей Вы переборщили, Сергей. Вам видимо не везёт на хороших людей! Если бы Вы прожили большую часть жизни, Вы бы сравнили людей в средней и южной частях нашей Родины не в пользу таковых, в сравнении с северянами. А про унылый город соглашусь отчасти, не строится - да, всё продаётся - да, мизерная зарплата - да, да, да! Но красивый, согласитесь, особенно за последний год стал. Но лампочками и фейерверками нам бросают пыль в глаза. Пир во время чумы!
Евгений
31 мая 2016
00:18
Проекты Веллера:
- фонтаны - поневоле вспоминаешь Ильфа и Петрова: "Нет. Они не золотые. А какие же они по-вашему?"
- новострой простоит меньше, чем старые 2-этажные полувоенные бараки.
- на праймериз ЕР Веллер набрал 59 %. Что само по себе вызывает большие сомнения. Голосовало 11% от 24000 тысяч. Сначала братья-разбойники в Мурманске сотворили "кабак", а с сентября возьмутся за Расею-матушку.
- рыбный порт. Умудрился закупить аж 4 новых автопогрузчика!!! Заметьте, новых, а неподержанных. Наши достижения. А рыба где?

Мурманская область - типичный сырьевой придаток, но не России, а господ ваших, подобных Веллерам и С
Алексей
13 июля 2017
15:14
Был в Мурманске около двух десятков раз. Сам из Нижнего Новгорода. Ездил (летал) по работе, за рыбой, был предпринимателем. Злых людей не встретил ни разу, ни одного. Наоборот, только отзывчивых и добрых. О самом городе остались только хорошие воспоминания.
Артур
19 мая 2017
12:23
Злой человек видит в окружающих самого себя... а Мурманск - город как город, ничем не лучше и не хуже других, просто обычный российский провинциальный город, хотя и не маленький.
Галина
14 августа 2017
09:23
Конечно, в чём-то вы правы... Народ в Мурманске хороший, но, как правило, молодёжь уезжает в поисках лучшей жизни, которую наши власти не стремятся дать населению.
Лидия
9 мая 2014
17:29
Мы прожили в Мурманске 22 года, с 1989 по 2010 год. Сейчас живем в Пятигорске. Мурманск любим и часто вспоминаем. Но только город, его улицы, дома, сопки. А сравнивая жизнь, могу сказать, что это небо и земля. И конечно же не в пользу Мурманска!
игорь
19 июня 2015
18:40
Я родился и рос в Пятигорске. Могу сказать одно: и землю, и небо человек выбирает сам. Дом в Пятигорске продаю. В Мурманске, правда с перерывом, живу с 1987 года. Переезжать не буду.
Людмила
13 мая 2014
09:24
Я Тулячка, в Мурманске живу с 1984 г., в Туле квартира, дача, родственники, но так влюбилась в Мурманск и Кольский полуостров, что уезжать не хочу, хотя уже на пенсии. Очень люблю Мурманск, особенно Первомайский район.
Александр
8 декабря 2015
14:50
Я родился в Мурманске в 1970 г. После школы свалил оттуда в среднюю полосу в 1987 г. и ни капли не жалею. Раньше у моих родителей был северный коэффициент, полярки, каждое лето выезжали в отпуск на юг, море. С такими деньгами мы могли многое себе позволить, а сейчас.... Мораль: надо вовремя оттуда линять. И вспоминать, что было хорошего, а плохое всегда забывается, когда это тебе ежедневно не мозолит глаза!
Евгений
31 мая 2016
00:33
Коэффициент, кстати, платят до сих пор.
Павел
7 ноября 2016
20:01
Согласен, Евгений, платят, но зарплата сопоставима со средней полосой, а то и с югом. Как это получается, с коэффициентом?
Валентина
20 мая 2014
09:32
Мурманск - это мой город! Люблю его таким, какой он есть!
Николай
30 декабря 2015
23:07
Мурманск - самый большой город за полярным кругом, самый замечательный. Я люблю этот город, а то что население убывает, так это устаревшая информация - если в 2014-м составляло 299 148, то к концу 2015-го по источникам информации - 312 245 чел.
Наталья
13 января 2016
17:30
А не уезжают, потому что на наши "деньги" некуда ехать, и ничего не купишь - в смысле жилья. А убывало население - это скорей смертность, чем миграция.
Евгений
31 мая 2016
00:44
К большому сожалению, Вы абсолютно правы. Подтверждение тому - погосты Мурмана. Посмотрите на кладбище в Мурмашах. Это подлинное подтверждение Вашего наблюдения.
Марина
13 февраля 2016
18:18
К концу 2015-го население увеличилось за счет присоединения Росляково и не более того!!! Очень многие люди живут в Мурманске, только чтобы дождаться пенсии, получить квартиру по переселению и валить отсюда без оглядки! Я родилась в Мурманске, люблю только нашу северную природу и при первой же возможности уеду отсюда!
Евгений
31 мая 2016
00:50
Ваша любовь продажна, а потому Любовью не является. Любовь -это не когда берёзки целуют. Поезжайте в Минводы. Поправьте здоровье.
Euronymous
20 февраля 2016
13:38
Уважаемый Никола, население Мурманска "увеличилось" за счет присоединения никак не связанного с городом поселка Росляково. В Мурманске до присоединения насчитывалось 299 тысяч 148 человек плюс население Росляково - 8928 человек. Суммируем: итого 308 тысяч, но по состоянию на 1 января 2016 года в Мурманске проживает 304 тысячи, т.е. убыль реальная, убыль населения 4 тысячи в течение года. К концу этого опять население будет меньше 300 тысяч. Вот так, за год с небольшим "уехало" целое Росляково с Мурманского "рая".
Николай
29 марта 2016
20:55
Откуда вы взяли 304 тысячи? Согласно официальным источникам на 1 января 2016 года, в Мурманске проживает 311 тысяч человек.
Галина
14 августа 2017
09:29
Согласно последним данным население Мурманска составляет только 298 тысяч... Народ уезжает и, наверное, правильно делает...
Николай
29 марта 2016
20:58
И, кстати, в прошлый раз я описался, в 2015 году проживало 305 тысяч. Но по состоянию на 1 января 2016 года видно, что население растет, и это уже не зависит от Рослякова)
Демограф
11 апреля 2016
23:13
Ваш комментарий... По непонятной причине в 2015-м выскочило 307 тысяч населения. Прибавка величиной в Мурмаши. Явно, какой-то пункт присоединили к городу. Но в апреле 2016-го уже опять 303 тысячи.
Евгений
31 мая 2016
00:38
Вы наивный. 312000 тысяч - это приписки. Плюс немного от Росляково. Мурманск вымирает, к сожалению. Этот процесс необратим, пока им правят Единороссы и Веллеры.
Илья
19 марта 2017
13:02
Эта информация не устаревшая. Действительно, в 2014 г. по официальным данным численность населения Мурманска составляла 299 148, но в 2015 г. в состав Мурманска был включен поселок Росляково, население которого на тот момент составляло примерно 9 000 (8 928 по состоянию на 1 января 2014 г., если быть точным). Поэтому в 2015 г. численность Мурманска искусственным образом увеличилась до 305 206 человек.

По предварительным данным по состоянию на 1 января 2017 г. численность населения Мурманска составила 298 172 человека. Отнимите из этого числа численность населения поселка Росляково и Вы получите, что фактическая численность населения Мурманска (в старых границах без Росляково) составляет уже менее 290 000 человек.

Мурманск до сих пор остается самым крупным городом в мире за Полярным кругом. Наш Мурманск действительно становится лучше, благоустроеннее, но, к огромному сожалению, демографическая ситуация в городе катастрофическая. За 20 лет (с 1997 по 2017 г.) численность населения Мурманска сократилась больше, чем на 100 000 человек!!! Это как два города Североморска, или два города Апатиты.

А если считать сокращение населения с 1991 г,, тогда численность была максимальной за всю историю города (473 000), то это цифра уже составит 175 000 человек!!!

К сожалению, ежегодно (!) наш город уменьшается в среднем на 3000-3500 человек. Вот и считайте - лет через 10 в Мурманске будет проживать не более 250-260 тыс. человек.
вера
30 мая 2014
14:23
Мне нравится город Мурманск.
Сергей
30 декабря 2015
23:11
Мурманск - самый лучший для меня город. Очень люблю этот город! И никогда из него не уеду! И советую навестить Мурманск, особенно зимой.
Лариса
12 июля 2014
00:44
Родилась и прожила в Мурманске почти полвека. Четыре года живём в Средней полосе, но очень тоскую по любимому городу, жалею, что пришлось уехать, никогда не смогу его забыть. Мурманск всегда в моём сердце!
Василий
28 июля 2014
19:20
Прожил в городе больше 30 лет. Сейчас переехал в среднюю полосу. Мурманск один из самых лучших городов, хотя есть свои минусы, а именно непродолжительное лето. В остальном просто супер. Доброжелательные и отзывчатые люди, что не могу сказать про среднюю полосу. Скучаю по этому городу(((
андрей
30 июля 2014
00:22
Живу на Кольском полуострове 48 лет, побывал везде, исколесил весь Советский Союз. Мурманск - противоречивый город, много претензий к содержанию, но люди - золото, такие только в арктической зоне остались. А дороги, здания, коммуналка - это проблемы не только Мурманска.
Жак-Ив Кусто
13 октября 2015
10:46
Так в том-то и проблема, что бывших мурманчан по всей России скоро будет больше, чем собственно мурманчан.
Евгений
31 мая 2016
00:59
Ты неправ, брат Кусто. Уезжают пришлые в своё время за длинным рублём и детки их.
анатолий
18 сентября 2016
10:32
Вы неправы. Я здесь родился в 1962-м. Помню и порт, и автобазы. Помню отпуск на море каждый год. Помню квартплату - 17 рублей в месяц. А сейчас мне 53 и понимаю - уезжать надо, как бы не любил свой город. Уезжать, пока здоровье есть.
Алексей
30 декабря 2015
22:49
Полностью с вами согласен! И вправду, дороги, экономика, дома, коммуналки - это проблемы не только Мурманска!
Наталья
13 августа 2014
09:42
Прожила в Мурманской области 20 лет, в 1980г. пришлось уехать. Однако север навсегда остался в сердце, и в настоящее время как только выпадает случай, обязательно еду в Мурманск. Самые лучшие воспоминания связаны с этим городом.
Евгения, август 2014
26 августа 2014
16:52
В Мурманске была впервые и провела там всего несколько часов в автомобильной поездке. Впечатления весьма приятные - вполне европейский город, в российской глубинке есть и похуже. Осталось в памяти живописное расположение города, отнюдь неплохие дороги в черте города, а о трассе и говорить нечего - одна из лучших в России. В магазинах и ассортимент и цены на уровне средней полосы, люди улыбаются, а это дорогого стоит!!! И спасибо Вам, мурманчане, за память и почитание отстоявших Родину героев!
Алекей
17 сентября 2014
13:54
Я прожил там 37 лет. После того, как уехал в Псков, показалось что эти годы как будто не прожил, а отсидел в зоне.
Олег
15 декабря 2016
15:24
Так и во Пскове кому-то живется, как в зоне. Интересно, как это и где можно прожить 37 лет, "как в зоне"?
Сергей Мазун
14 декабря 2014
05:23
Учился в МВИМУ, закончил в 1982 году. Для меня Мурманск - это город, где прошли лучшие годы моей жизни, там остались мои лучшие друзья, там осталась лучшая часть моей жизни. Люблю этот город всем сердцем, всегда его вспоминаю и обязательно приеду.
Анатолий
9 января 2015
16:46
Я родился и вырос в моем любимом г.Мурманске. Учился, закончил мореходку, сейчас на пенсии. Сейчас уехал в Среднюю полосу, но как только есть возможность, возвращаюсь в свой любимый город.
Николай
11 января 2015
23:03
В 1964 году пятнадцатилетним поступил в мореходное училище и до 2000 года проживал в Мурманске. Прошло 15 лет после отъезда, но до сих пор помню каждую улицу и каждый дом. Лучшие годы жизни, лучшие воспоминания и лучшие друзья! Побывал во всех уголках Кольского полуострова и таких красот в летнюю пору трудно где сыскать. Хотя и вологжанин, но душа в Мурманске. Ностальгия!!!
Антон
18 января 2015
20:02
Родился и прожил до 17 лет в Мурманске, уехал учиться и остался работать в Средней полосе. Спасибо судьбе, что получилось уехать навсегда.
Александр
9 декабря 2015
12:20
Согласен! В нашу пору многие мурманчане уезжали в Среднюю Полосу.

В Ульяновске и Саратове чаще найдешь человека с севера, чем местного.
Евгений
31 мая 2016
01:12
Вы в Ульяновске и Саратове скорее всего встречаете служивых в прошлом на Севере или, по крайней мере, детей и внуков раскулаченных и спецпереселенцев.
Галина Герасимчук
25 января 2015
15:30
Родилась в 1950 г. в порту Лиинахамари в семье военного моряка. Прожила там три года, потом уехали в Среднюю полосу, но тоска о Севере в сердце до сих пор.
Александр
23 марта 2015
15:59
Объехал всю Европу, Скандинавию, Россию, частично Азию, был даже в Венеции. Мурманск - самый лучший город на земле. Я люблю свой город.
антон
1 апреля 2015
22:57
Самый клёвый город во всём мире. Буду жить здесь вечно!!! Никогда я отсюда не уеду, даже за 1000000000$.
N*
6 декабря 2015
03:08
А чем этот город настолько клёвый!? В чём плюсы жизни здесь? Архитектуры никакой, ЖКХ бездействует и скользко везде зимой!
Светлана
4 февраля 2016
23:28
А где зимой не скользко? А ЖКХ у нас работает не так уж и плохо, раньше все ругали торговлю, а сейчас привязались к ЖКХ.
Татьяна
16 марта 2016
12:33
Как можно не любить этот город? С его полярными ночами и северным сиянием, рябиновыми аллеями и озёрами. И так радоваться солнцу могут только северяне. Я сама крымчанка, но до безумия люблю Мурманск. И всегда с радостью возвращаюсь с отпусков. Ну, а если видеть только ЖКХ, дороги, з/п... жить вообще неинтересно, независимо в каком ты городе.
Евгений
31 мая 2016
01:18
В народе мой город в своё время назвали "красный тупик", тем он и хорош, несмотря ни на что. Мурманск останется га века.
анатолий
18 сентября 2016
10:41
За такую сумму, Антон, вы не то что из Мурманска, вы из страны свалите пешком. Вашему поколению здесь не то что заработать... даже украсть уже нечего.
Олег
15 декабря 2016
15:14
Так воровать-то надо не у своих, как и зарабатывать, воруя! А из страны пешком - это да: спиной вперед коньковым ходом. Делать там нечего.
Алла
19 мая 2015
10:06
Жила в солнечной Киргизии. После развала СССР искала место для жизни. Мурманск меня приютил, дал жилье, работу, в Мурманске заработала достойную пенсию и уехала снова поближе к солнышку... Так боялась полярных ночей, арктических ветров, северных морозов! Оказалось, Мурманск - самый теплый город! Жаль, что он стал распадаться (судя по репликам)!
Марик
13 октября 2015
10:53
Время, когда на Крайний Север ехали "подымать деньги" закончилось. Сейчас другие реалии - высокие тарифы жкх, полуаварийный жилищный фонд, высокие цены и не соответствующие Крайнему Северу зарплаты. Вот народ и уезжает.
татьяна
23 мая 2015
21:25
Многие, из пишущих здесь, уехали из Мурманска и в своих воспоминаниях видят наш Мурманск теплым, душевным, доброжелательным, трудолюбивым и гордым. Я тоже вспоминаю его таким. Но я живу в Мурманске. Мне больно видеть его опустевшим, с закрывающимися школами и поликлиниками, с перепрофилированными Мореходками, пустыми причалами... Тошно слышать о постоянных презентациях, прожектах, открытиях супер- выпер- и иных маркетов с их убогой архитектурой (на месте Домостроительного комбината - раскрашенная картонная коробка "Окея")... Мне жалко наш Мурманск, превращающийся в Мухо...нск! Нас осталось 299148 человек из 468000, но из нас 592 муниципальных служащих, самый старательный из которых расстарался для себя родимого почти на миллиард! Грустно, порой душат слезы, но ....самолет, везущий нас из отпуска, проведенного в благодатных южных краях, пробивает низкую облачность, уже видны серо-зеленые сопки и душа поёт: "Я- дома, я- дома"!
Алексей
26 июня 2015
16:19
Во-первых, извините, сейчас в Мурманске проживает 306 436 человек, и в этом году город начинает набирать обороты, скоро совсем всё изменится. Вскоре город выйдет из кризиса, и в него снова будут приезжать люди!
Ярик
13 октября 2015
10:56
На такие смешные для Крайнего Севера зарплаты и такие бешеные тарифы жкх приезжать сюда никто не будет.
Даша
13 октября 2015
11:06
Вся страна погружается в кризис, а Мурманск, который давно до лампочки, выйдет из него - аж смешно. Приезжать в эту дыру никто не будет, чтобы приезжали, нужны серьезные материальные стимулы, какие были при совке. Ах нет, зарплата уже сравнялась со средней полосой, жкх дороже, продукты и тарифы тоже. И чего делать в этом Мурманске, тундрой любоваться? Молодежь сваливает при первой же возможности.
Антон
30 декабря 2015
22:57
Так больно слушать такие похожие слова про этот город. Да больше половина городов России еще в худшем состоянии, тем более коррупция.
Юргенс
20 февраля 2016
13:46
Большинство городов в еще худшем состоянии - люди сваливают с Мурманска в те города, что лучше, а их немало.
елена
26 апреля 2016
23:21
Молодёжь сваливает? Видала я в Питере этих сваливших - вкалывают столбиками продавцами-консультантами и менеджерами. По 12 часов заплетающимися языками целый день втюхивают барахло - рабы подневольные. Работы без связей, чтобы на попе сидеть, для всех слинявших не хватает, только бесправная обслуга - стоит за этим ехать?
Светлана
4 февраля 2016
22:51
Не согласна с вами ни в чем, проблем полным-полно в каждом городе. Средняя полоса - вообще вся убогая и народ там живёт такой же, у них даже взгляд какой-то удрученный, очень много сильно выпивающих. Приезжаешь оттуда в Мурманск и просто душа радуется, что вернулся домой из этого ужаса. Мурманск - лучший современный город и сравнивать его ничем просто невозможно. Я не имею в виду столицы, но там все жить не могут.
Саша Листьев
20 февраля 2016
13:49
В каких городах средней полосы вы были, чтобы так утверждать, разве что в деревнях каких-то. Так в Мурманской области в деревнях бухают не меньше.
Алексей Жданов
20 июля 2016
08:53
О каких деревнях в Мурманской области Вы говорите? Вы здесь были? Видели деревни в том понимании, которое есть в Средней полосе?
анатолий
18 сентября 2016
10:49
Ничего, Саша, поживешь здесь и ты забухаешь. Всему свое время. Был в этом году в Вологодской области, живут лучше, чем в Мурманске в три раза - и машины имеют, и дома ставят. Могу сказать одно, что построить дом в Мурманске за Ленинградкой - верх тупизма .
Евгений
31 мая 2016
01:26
Объединитесь, старательные 592. Проявите гражданскую позицию. Приложите усилия и старание. Определите самого "старательного" по месту назначения в зону. Сразу жить станет лучше и чище.
Евгений
7 июля 2015
18:47
Я люблю Мурманск, родился и прожил здесь 60 лет. Очень жаль, но Мурманск вырождается. Горько это до слёз. Убыль населения - стабильно-постоянная. Работы нет. Молодёжь уезжает в первопрестольную и СПб, а то и заграницу. Власть предержащие сегодня - демагоги, дилетанты и просто ограниченные "личности", претендующие на роль "спасителей отечества". Основные кукловоды - воры или ублюдки.
А что до кризиса, который скоро пройдёт. Не надейтесь.
Кризис в настоящем и ближайшем будущем для Мурманска состояние перманентное, как впрочем и для России-матушки. Нас второй год "кормят" проблемами украинцев. Пугают войной с братским народом.
Проблемы Мурманска и мурманчан никто решать не будет, не до того. Ещё как видно, не всё порезали.
"Тяжелые годы проходят,
в борьбе за свободу страны.
За ними другие приходят,
они будут тоже трудны".
Игорь
9 декабря 2015
14:20
Ваш комментарий... Ну, войной с Украиной никто не пугает... нашли чего бояться.

Кризис - он, конечно, в башках людей. А я вот в субботу в 10 утра был у мурманского ЗАГСа, а уже свадьба подкатила. И в отделы очереди - детей регистрируют, ну и разводятся.
Жизнь продолжается.

А вот людей, таких как на севере, на юге совсем мало.
Реваз Куташвили
20 февраля 2016
13:52
Это вообще стереотип, что, мол, на севере все хорошие, а везде плохие. Нет этого уже давно. Да и на севере все потомки "понаехавших" с тех же "злых" югов, средней полосы и СНГ.
Александр
9 июля 2015
20:12
Уехал отсюда весной 2015 года, и нисколько не жалею. Хотя родился и прожил тут до 30 лет. Серый, унылый город. Все летом стремятся покинуть его, вывезти детей, чтоб они солнце посмотрели. Зимой полнейшая темнота, а вот летом - да, прикольно, полярный день! Цены (еда, жкх, бензин, дет.сад и др.) тупо в два раза выше, чем в стране. Ну разве что, дороги все-таки лучше, чем там, где я езжу сейчас. Люди, если вы с горловой на плечах, валите из города, хуже чем в Мурманске нет нигде. =)
Павел
7 ноября 2016
22:34
Мои родители родились на севере, в Мурманске, я родился в 70-м тоже здесь, до каждой своей клетки я - северянин. Мои пра приехали на север, правда не из далёка - с Архангельска. Ни о какой речи о переезде и быть не может, люблю свой Край, родители хотели, но потом передумали. Плевать на кризис, на власти, на плохие или хорошие дороги, и на многое другое в этом роде. Это же Север, Мурманск, люди, природа... Я готов даже жить в рыбацкой избушке в лесу здесь. А кто хочет, пусть уезжают, нам больше грибов и ягод достанется :)
Сергей
29 ноября 2016
13:30
Я уехал в 93-м, а теперь хочу вернуться, дети говорят, что маленький, мол, городок, а мне и такого хватает. В музей зашёл в краеведческий, просто как в детство попал..., пешком от Росты до Беринга, такой кайф!
Влентина
14 июля 2015
20:50
Я живу в Мурманске с 1980 г. Когда я приехала, я почувствовала себя, как будто за границу попала. В магазинах чего только не было. Устроилась на ДСК. Люди прекрасные. Вот чем пославился Мурманск - так это людьми! Душевность, отзывчивость. Но сейчас я на пенсии. И как все пенсионеры, я просто выживаю. ЖКХ, да еще капремонт занимают полпенсии. Все дорожает. Наша администрация жиреет, а пенсионеры сводят концы с концами. Такое впечатление, что идет политика на уничтожение пенсмонеров. Город стал убогим. Праздновали день рыбака. Агде же рыба? Из-за ухудшения жизни и люди стали злее. Все ждали, что переживем этот период, и все наладится. Но уже и надежды нет. А ехать уже не куда, да и не на что.
Екатерина
3 августа 2015
19:07
Обожаю Мурманск! И даже холодная погода не изменит мое отношение к любимому городу.
Ирина
7 августа 2015
14:03
Всегда знала, что Мурманск - наш большой северный порт, но никогда там не бывала. Интересно было почитать мнения мурманчан. Многие из них патриоты своего города, тем не менее, вырисовывается весьма печальная картина. Притом, картина становится ещё печальнее, когда понимаешь, что, как говорится, "велика Россия, а хозяина в ней нет". Умного, дельного, заинтересованного Хозяина. Куда мы все пришли и зачем??!
Иван
30 декабря 2015
23:02
Согласен с вами. И только те кто любят этот город, патриоты - помогают, а не просто критикуют. Мурманск - хороший город.
Игорь Марьянов
27 февраля 2016
16:51
И чем же помогают эти патриоты города? Сколько не говори халва - во рту слаще не станет. А те, кто критикуют - просто констатируют факт о том, что город загибается.
Кирилл
3 сентября 2015
18:55
Мдаа, грустно как-то на душе. Жил в Мурманске до 28 лет. Потом уехал в Питер. Сюда мурманчан много перебралось. И вот спустя почти 10 лет, судьба забросила в Мурманск опять, в командировку. Город действительно несколько запустили. Пароходство на ладан дышит. Цены высокие, а зарплаты оставляют желать лучшего. И все равно у меня остаются самые теплые воспоминания о детстве и юности, прожитых в этом городе.
Отмах
6 сентября 2015
01:04
Мурманск лучший город для меня. Даже с учетом того, что я большую часть времени, отсидел в зоне, я не обозлился ни на край наш, ни на людей. Да, много плохого было, но лучшие воспоминания связаны только с Мурманском, процветания тебе, любимый город.
владимир
3 октября 2015
23:43
Мурманск - это моя Родина, я здесь родился 56 лет назад и буду жить дальше. Я бывал во многих городах России, и в них во всех есть и хорошее и плохое. Да, было время плохое и для Мурманска, но я думаю, что все равно будет хорошо. Хочу сказать большое спасибо нынешней администрации города, видно как город хорошеет год от года!
Наталья
5 октября 2015
15:57
Нужно уезжать, прожила здесь 30 лет, сейчас мне 60 и уже скорее всего не уехать. Дети здесь и внуки, а от них не уедешь... Корю себя, что не сделали это раньше. Сейчас из-за моей нерешительности дети и внуки будут жить в климате, где можно работать вахтенным методом, а не жить постоянно... Они это тоже поймут, но боюсь, что все повторится....
Марко
13 октября 2015
08:39
Никогда не понимал этой любви к Мурманску - город сам по себе довольно примитивный, серый и угрюмый, даже центр. Климат ужасный, большие заработки на Крайнем севере остались в прошлом. Коммуналка разорит любого, не строится практически ничего кроме тц и супермаркетов, благоустроенность города на уровне пгт. Если сравнивать с другими городами, Мурманск - депрессивный, развития никакого, поэтому и население уезжает из него тысячами каждый год. А терпеть все его минусы можно, если ты а)военный б)чиновник или бизнесмен (что, в принципе, часто одно и тоже) в)как-то связанный с портом моряк или докер. Остальным можно спокойно работать за те же деньги в практически любом областном городе средней полосы и юга, потому что нет смысла терпеть все издержки Крайнего Севера.
таля
19 октября 2015
13:26
Посоветуйте, в какие районы Ленинградской области не стоит переезжать. Спасибо. На какие районы, наоборот, стоит обратить внимание. Врачи советуют переехать из Мурманска в Карелию или Ленинградскую область.
Григорий
20 октября 2015
21:24
Родился в Мурманске, походил 4 года в Трал флоте, но потом уехал. Ни разу не жалел, что покинул Мурманск. Не был в нём 25 лет, в 2014-м приезжал на 3 дня, город стал ужасен, грязный и депрессивный, всё валится. Проживаю в Иваново, а о Мурманске даже не вспоминаю, нечего!
Светлана
4 февраля 2016
23:00
Были в вашем Иваново, напишите, что там такого хорошего?Наверное, комарьё с воробья, мошки злющие, как волки и дырявые дороги? Вот и все прелести.
Григорий.
8 ноября 2016
21:48
Иваново - нормальный город. Близость столицы, природа отличная, настоящий русский лес, грибов полно и ягод тоже. Много рек, озёр, есть, где искупаться, хорошее лето - всё время в шортах ходим и сандалиях. С работой тоже норм. Рублю деревянные дома, летаю в Египет часто, правда, сейчас он закрыт, но с января откроют. Тут даже сравнивать нечего, дурацкий Мурманск, так, говорильня одна. Не стоит гнить на севере ради абстрактной любви к серому, депрессивному Мурманску.
Алексей
8 ноября 2015
19:35
Я родился в Мурманске, и свалил из города 10 лет назад в Тверь. Тверь- рай, если сравнивать с Мурманском. Много солнца и лета!
Инна
13 января 2016
17:47
Я за то, чтобы свалить с Мурманска. Но не в Тверь. Большая деревня, цивилизации и европейской современности нет вообще, по сравнению с Мурманском. Валить, но не в Тверь. Один плюс, вернее два - солнце, тепло летом и 160 (кажется) км. до столицы.
Олег
25 февраля 2016
11:36
В Твери все условия для хорошей жизни есть! Мурманск с Тверью не сравнить. Если кто жил в Твери и Мурманске - это небо и земля. Мурманск намного хуже. К Мурманску нужно привыкать.
Ольга
16 марта 2016
12:43
Мурманск просто надо любить. И, видно, это не каждому дано))), а жаль. После очередного отпуска с трепетом возвращаюсь домой.
олег
22 ноября 2015
13:14
Красивые сопки, озера, много грибов, ягод северных. Кто любит северное сияние, полярные и белые ночи - в Мурманске они долгие, добро пожаловать!
Константин
23 ноября 2015
05:52
Не понимаю тех людей, кто не видит плохого - в плохом, Мурманск - умирает, точнее - его убивают! И ни газовая, ни нефтяная труба уже не поможет! Мы не в Норвегии Живем - где каждому младенцу открывают счет на нефтедоллары, мы живем в нашем государстве, как бы его теперь не называли: СССР, Россия. Итог один - уезжать из города необходимо, весь вопрос: на что и куда, где мы бедные и кому нужны?
Наталья
13 января 2016
17:41
100%, Вы правы! Зову мужа отсюда уезжать, хотя люблю природу, особенно осенью. Но жить здесь становится труднее с каждым годом. И оптимистичная молодёжь оптимистична, пока молодые. А что Вы пожелаете вашим детям? Никакой перспективы хорошего образования, реализации профессиональной карьеры. Климат, условия выживания, дорогущая коммуналка, вечная зима, тьма. Я живу здесь почти 30 лет, благоустроенная квартира, авто (не одно), гараж (хороший), и даже дача с баней. Но всё бы это отдала за отъезд в теплые края (куда-нибудь под Москву). Лучшая подруга живёт больше 40 лет в деревяшке и никакой перспективы. "Отцы" города заврались. Никогда деревяшки не снесут, всё это враньё. Построят один дом, а разговоров на 10 лет, какие они молодцы! Уезжать, как можно быстрее!
Светлана
4 февраля 2016
23:07
Конечно, в Подмосковье все раздают бесплатно и власть там другая, особенная. Почитаешь отзывы и удивляешься глупости и наивности людей. А подруга ваша могла бы за 50 лет квартиру и прикупить, а не жить в деревяшке. Например, в том же Подмосковье, раз там жизнь такая легкая и приятная, и все даётся само собой.
Юля
20 февраля 2016
14:02
Если человек за 50 лет не купил квартиры, то уже и не купит - это понятно. Суть в том, что если есть недвижимость в Мурманске, нужно. пока не поздно, продавать и уезжать. Мы с мужем продали две свои квартиры и купили квартиру и дачу в Ярославле, живем уже 7 лет и не жалеем. В кошмар под названием Мурманск возвращаться не желаем.
мирра
7 декабря 2015
23:56
Ужас! Зачем я сюда приехала! Район Роста годится для съемок фильмов о войне или фильмов ужасов! По дороге в дц Лапландия стоят деревяшки, которые можно хотя бы снести, чтобы не портили вид города. Притом пустые, полусожженые. Коммуналка съедает полпенсии, куда идут деньги за капремонт? Люди?! Да какие это люди! Доживающие свой век здесь, потому что не ухали в свое время! Но зато каждый второй мурманчанин или мурманчанка ведет на поводке собачку, чаще всего беспородную... и разговоры не о внуках, а о том, кто чем кормит и кто чем лечит свою собачку беспородную. Притом, весной кругом испражнения собачьи, наступить некуда. Такого количества собак ни в одном городе я не видела. Город собак и выживших из ума от полярных ночей пенсионеров. Вот и заводят собачек, а курение! Везет ребенка и курит, стоят тетки и курят, идет молодая девушка и курит. Это отчего? И снова скажу - такого ни в одном городе России не найдешь. Мурманск - город собак и курящих женщин. Про мужчин молчу.
Александр
9 декабря 2015
12:29
Таля! Переезжайте лучше в Среднюю Полосу. Лучше на Среднюю Волгу!!! А район Роста - это самый старый район Мурманска. Я там жил с 1970 г. по 1977 г., ходил в 33-й детсад и сестру туда водил. Я думаю, из этих хрущевок сейчас очень сложно выбраться.
Инна
13 января 2016
17:50
Про курящих женщин - это Вы в точку! Много путешествую, но такого количества курящих дам и подростков не видела нигде.
Светлана
4 февраля 2016
23:13
Мы объехали с мужем многие города Средней полосы, ни в одном из них не видела идеальной жизни. От Вологды и всяких Волочков и Торжков просто тошнит.
Саша Белинский
27 февраля 2016
16:59
Захудалые Волочки с Торжками - это не вся средняя полоса. Перечисленные вами городки - аналоги мурманских Ковдора или Оленегорска. А вы с Ярославлем, Калугой, Рязанью, Владимиром, Липецком, к примеру, сравните. Небо и земля, не в пользу Мурманска.
Светлана
17 марта 2016
18:25
У меня супруг из Владимира родом, там живут все его родственники, ничего хорошего там нет, его вообще туда не тянет. В Калуге не были, наверное, там также.
Светлана
16 марта 2016
12:48
Имея квартиру в Крыму, живу в Мурманске. Очень люблю этот город. И я не знаю, что должно произойти в моей жизни, чтоб я отсюда уехала навсегда.
Наталья
14 июля 2016
13:49
Полностью с вами согласна. Город - УЖАС!!! Я из Беларуси, полетела туда в гости. Первое впечатление, что попала в СССР. Кругом грязь, серость и полуразруха, архитектура вообще ужасная, до цивилизации там точно далеко. Машин дорогих действительно много, но от этого город не становится краше. Судя по общению с людьми, которые там проживают, чуть ли ни через одного мечтают уехать, да и вообще мне многие показались какими-то озлобленными и обиженными на жизнь. Лично для меня это было неудивительно. У меня в компании работает сотрудник, который много лет назад уехал оттуда. Теперь я поняла, почему он никогда не рассказывает про этот город. Единственное, о чем жалею. что не увидела северное сияние, но жить там... ни за что!!!)
Мирамгуль Косжановна
12 января 2016
07:07
Город Мурманск, фамилия Батралиев, отзовитесь, пожалуйста, моя почта mirazh7373@mail.ru. Может, кому знакома эта фамилия?
Димасик сваливший
20 февраля 2016
13:12
Я хоть и родился и прожил 17 лет в Мурманске, но никогда не понимал этой любви к Мурманску - город сам по себе довольно примитивный, серый и угрюмый даже центр. Климат ужасный, большие заработки на Крайнем Севере остались в прошлом, коммуналка разорит любого, не строится практически ничего кроме тц и супермаркетов, благоустроенность города на уровне пгт. Если сравнивать с другими городами, Мурманск - депрессивный город, развития никакого, поэтому и население уезжает из него тысячами каждый год. А терпеть все его минусы можно, если ты: а) военный; б) чиновник или бизнесмен (что, в принципе, часто одно и тоже); в) как-то связан с портом - моряк или докер. Остальным можно спокойно работать за те же деньги в практически любом областном городе средней полосы и юга, потому что нет смысла морозить пятки и терпеть все издержки Крайнего Севера.
Ольга Николаева
20 февраля 2016
13:22
Родилась и прожила 30 лет в Мурманске и что могу сказать - природа, конечно, уникальная, город своеобразный и т.п. Но реально сейчас в нем ловить нечего - сумасшедшие цены и тарифы, несоответствующие Крайнему Северу зарплаты (кроме небольшой прослойки граждан), угольная пыль, атомфлот и ядерные могильники гробят экологию, отсутствие нормальной работы и перспектив, серый, унылый, депрессивный город. Негде отдохнуть в пределах города, ужасный климат, достали все эти полярные ночи, входы/выходы из нее, дороговизна выехать на юга в отпуск. Сама атмосфера севера надоела. Планирую уехать из Мурманска. Сложности есть везде, но южнее хотя бы климат нормальный, а в Мурманске и этого нет - вот и уезжает народ. Раньше за все издержки на Крайнем Севере платили неплохо, а сейчас сидеть в Мурманске и подрывать свое здоровье непонятно ради чего, нет смысла.
Игорь Корнев
20 февраля 2016
14:08
Времена Мурманска закончились вместе с государством под названием СССР. Раньше в него ехали зарабатывать деньги, а сейчас, кроме геморроя на всю голову, там ничего не заработаешь. Часть населения свалила, половина планирует, ну а кто опоздает на отходящий поезд, получит свои полтора метра в вечной мерзлоте.
Галина
5 марта 2016
08:50
Жутковато читать негативные высказывания о Мурманске. Неужели все видится только в сером, мрачном цвете? Прожили там с 1971 по 2005 год. Конечно, это была молодость. И жили только в Октябрьском районе и не в деревяшках. Вспоминаю с любовью и легкой ностальгией. Плохо стало, когда и всей стране стало плохо.
Марина
23 марта 2016
15:12
В Мурманске был смысл жить в советское время, когда там было много рабочих мест на любой вкус, большие зарплаты и прочие льготы. Люди приезжали со всего Советского Союза, заработать большие пенсии, накопить на сберкнижку денег. На домик в Средней полосе или Юге и на машину... Жигули... Ради такой мечты люди терпели ужасный климат. Ещё было очень много военных, которым выбирать не приходилось. Куда пошлют, там и жили-служили. А сейчас жить в том Мордоре, в который превратился Север России, могут только неадекватные и совсем обездоленные люди. В России сейчас везде плохо простым трудягам, но южнее можно хоть на солнышке прогреться и на огородике прокормиться.
галина
25 марта 2016
09:50
Мы с Магадана. У нас также, сколько людей, столько и мнений. От себя не убежишь. Даже если жить на острове Счастья. Мы ищем двоюродного брата Булипупова Сергея. Магадан, 89148666956. Тоже Сергей, только Ермоленко.
виктор
29 марта 2016
00:02
Я родился в Мурманске, очень его люблю. Живу в СПб, в Мурманск приезжаю каждый год и очень больно смотреть, во что превращают город нынешние правители. Сгоревшие деревяшки в Ленинском районе до сих пор не снесены, туалеты на улице, зарплаты ниже, чем в средней полосе, работы нет, флот развален, от рыбного порта одно название, ассортимент рыбной продукции скудный. В городе летом мало мест для отдыха, молодёжь старается уехать, город стареет, а ведь это был самый большой город за полярным кругом. Незамерзающий порт кормил рыбой полстраны. Очень обидно и жалко похерить то, что нам оставили предки.
Анатолий
29 марта 2016
21:23
Живу в Мурманске и люблю его таким, какой он есть. Красивый город, и со своей историей. Также здесь живут очень добрые люди.
Андрей
29 марта 2016
21:26
Обожаю свой любимый город, город-герой, крупнейший за полярным кругом - Мурманск. И моя семья живет здесь очень давно, я коренной мурманчанин!
Сергей
29 марта 2016
21:30
Добро пожаловать в Мурманск! Город сопок, полярных дней и ночей. В Мурманске живут самые добрые и сильные люди.
Дмитрий
30 марта 2016
09:58
Прожил в Мурманске с самого рождения - 36 лет. Уехал на ПМЖ в Уфу год назад. Ощущения непередаваемы. Не понимаю, что меня держало здесь раньше. Только сейчас начал понимать, что значит жить полной жизнью. В связи с переездом, в зарплате потерял, но эти же деньги у меня уходили на коммуналку (Дико дорогой), медленный интернет и т.д. Так что, остался при своём - копейка в копейку. Только продукты сейчас покупаю гораздо дешевле, качественнее и вкуснее (молочка, мясо, овощи и т.д.). Вкусовые качества продуктов очень сильно отличаются. Дети довольны. Почти не болели. Зима солнечная - ощущения непередаваемы. Сейчас уже весна. На улице +9. Недели через три "зеленка" появится. Раньше думал, что люблю Мурманск и никогда отсюда не уеду. Очень ошибался. Как говорится, "никогда не говори никогда". Всем добра!
Светлана
2 апреля 2016
01:35
Недалеко ушёл ваш рай, у нас тоже вчера было +7 градусов. И где вы видели медленный интернет, наверное пользовались самым дешевым?
Дмитрий
8 апреля 2016
08:07
Уважаемая Света, рекомендую посмотреть тарифы одного из раскрученных операторов (Ростеле...) по разным регионам нашей необъятной Родины и Вы будете удивлены. В городе-герое Мурманске домашний Интернет по оптике с максимальной скоростью 45 Мбит/с предлагают за 1000 (!!!) рублей. Однако в других городах скорость 120 Мбит/с - по цене 600 рублей. На мой взгляд разница очевидна. Тем более, в Мурманске больше 45 Мбит тарифов нет. А насчёт погоды даже спорить не буду. Снег в Мурманске растает в лучшем случае к маю, а первые листья появятся в середине июня. Погода +7 для Мурманска, к сожалению, не показатель. Такая температура может быть весь июнь. Уверен, что снег на 9 мая я теперь не скоро увижу.
ольга
11 апреля 2016
00:16
Я коренная мурманчанка в 3 поколении. Очень обидно за полный развал рыбной отрасли и строительства. Такое Впечатление, что руководство воспринимает город как трамплин для переезда, но никак - как место, где будут жить их внуки. С таким отношением скоро в городе и 50 тысяч населения не останется.
Елена
18 апреля 2016
10:36
Все по-своему правы. Я тоже считаю, что Мурманск - прекрасный город, прожила там 40 лет, скучаю, но... переехала в среднюю полосу, и понимаю, что все-все-все сделала правильно. Не могу надышаться, весна - это чудо. Ребенок в школу в сентябре и мае ходит в рубашке с коротким рукавом. А раньше я вообще не понимала, зачем их продают. Быть на даче и видеть распускающиеся деревья, соловушек, просыпающуюся природу - это такое счастье! А цветы в изобилии - это особое удовольствие. Зима снежная, но непродолжительная, полдекабря и январь, может, чуть февраля. В общем, как положено - по календарю! Приходит понимание - как много лет прошло во сне, и что бывает по-другому и для местных - это норма. А мы ходим, каждой травинке радуемся и солнышку! Резюмирую: мой совет - у кого есть возможность, купите квартиру в средней полосе или просто поживите некоторое время и только после Своих ощущений, принимайте решение - переезжать или нет. Всем удачи и Своего счастья!
елена
26 апреля 2016
23:45
Я уехала с Мурманска в 2005 г. в Питер, тяжёлый город Петра - душный, закатанный в Асфальт, с толпами людей. Пыталась вернуться обратно через пять лет и ужаснулась контрасту - прогрессирующей запущенности, обшарпанности и вернулась в Питер. Посмотрела в Гугле свой дом в тихом центре - ужас, во что его превратили. Изуродовали - все жилые квартиры превратили в убогие магазины, вырубили рябинки, на которые прилетали свиристели зимой. Что происходит? Выжимают из города по максимуму, уродуя центр города. Жилые дома - даже в Питере - такой шанхай, только в спальниках.
Лана
7 мая 2016
11:00
Да уж... Противоречивые отзывы о Мурманске. Решила тоже написать. Я живу в Мурманске всего 2 года, приехали по месту службы мужа. Родилась и выросла в Ленинграде, жили и в Пскове, и в Калининградской области. Теперь в Мурманске. Первое, что поражает по приезду в Мурманск, это прекрасный автопарк - огромное количество дорогих и хороших иномарок, зачастую в семье по две машины - у мужа и жены. Такое не часто увидишь в России, кроме Питера и Москвы. Поэтому и пробки в Мурманске, как в столицах)) Далее - люди очень хорошо одеты, не как на югах - дорого-богато, а стильно, по-европейски. В городе много хороших магазинов вполне столичного вида - ассортимент богатый, цены на уровне средней полосы, во всяком случае не выше, чем в Питере, а то и пониже. Очень хорошая система обслуживания, что касается парикмахерских и ателье, например. Люди, в своём большинстве, образованные, правильная речь. Город достаточно безопасный и спокойный. Можно детей одних и в школу отпускать, и гулять, даже в начальной школе. Бесплатная медпомощь вполне доступна, к врачу попасть можно - не как в других регионах России. Я даже зубы лечила по полису, чему была очень удивлена)) Записывалась по интернету к врачу. Зарплаты всё-таки выше, чем в средней полосе России - это я сужу по зарплате учителей, в школе, где я работаю. В Пскове и близко учителя столько не получают! Но для севера - недостаточно. "Коммуналка", как уже писали, очень высокая. Правительству стоит задуматься об этом.

Климат. Ну, климат здесь северный)) Зима длинная, мягкая, по-скандинавски, сырая. Для зимних видов спорта Мурманск - просто находка. Лето холодное, но, как мне сказали, год на год не приходится. В Питере тоже третий год лета нет. Осень потрясающе красива! Весна - ужасная, грязь, всё течёт. ЖКХ, как везде в России. Но дома отапливаются, свет, вода холодная-горячая - без перебоев, дороги чистятся. Мурманск - неплохой город, очень даже неплохой. А какая природа! Мурманчане - берегите себя, вас таких, действительно, немного осталось! Старалась писать объективно.
Светлана
28 мая 2016
13:31
Какой объективный отзыв, согласна, Лана, с вами во всем! Я вообще не понимаю людей, которые пишут о нашем городе всякие гадости - если ты уехал, хорошо устроился, так и живи себе спокойно и наслаждайся жизнью! Но людям неймется, значит, наверное, не все так хорошо в их раю!
Лана
7 мая 2016
11:11
И ещё хочу добавить. Преподавание в школах - очень высокое, поэтому мурманские выпускники без проблем поступают в лучшие ВУЗы страны.
Павел
11 января 2017
23:52
Это вы о какой школе? Преподавание здесь ниже плинтуса. Даже в гимназиях. Про ВУЗы тоже молчу. Кошмар и ужас.
Григорий
11 июня 2016
19:51
Я в Мурманске жил с 1969-го по 2013 гг. Полных 44 года и восхищался этим северным городом постоянно! В 60-ые - 80-ые годы это был город моряков-рыбаков. Мичманки, тельняшки, нашивки... "Нептун" заполнен всевозможной рыбной продукцией. Город строится гигантскими темпами... Пенсионеры с пенсией 125 руб чувствовали себя уверенно... В 2000-х все это исчезло, но появилось другое - свобода выбора. Хочешь работай - хочешь не работай, никто тебя не будет принуждать. Город становится краше. В городе вместо запаха рыбной муки появился запах апельсин, яблок... Появилась возможность купить квартиру, а не ждать 25 лет её от Тралфлота. Я благодарен этому чудесному городу. Жаль, что пригород весь завален свалками. Это тоже веяние нового времени и с этим уверен - разберутся. Мурманчанам большой привет!
Наталия
21 июня 2016
18:07
Город Мурманск не нравится, а вот природа Кольского полуострова - красота, конечно, неописуемая... Как решиться уехать отсюда? Где есть похожие места? Сейчас лето и везде дальше Кольского есть страх быть укушенным клещами, а здесь и этого бояться не надо. Большой плюс. Гадюк тоже нет. Плюсы, но климат...
мизантропище
30 июля 2016
17:17
Мухосранск грязный, провонявший рыбой и нефтью. З/п 10000, среди населения все больше мигрантов из Азии. Контуженные все, кому здесь нравится. В таких местах, как это, можно только колонии для зэков строить и всё.
Светлана
1 августа 2016
13:05
А вы в Мурманске что делаете?? В колонии сидите, или из Азии?? И где Вы работаете за зарплату в 10000 руб??
Турист
31 июля 2016
18:46
Мне природа очень понравилась. Город тоже интересный. Люди добрые, отзывчивые. Рыба вкусная. Туризм можно развивать.
Пора валить
2 августа 2016
12:23
Мурманск - ацтой! Деревня. Детям погулять негде, строят одни торговые центры. Доступное жилье не строят. Цены на коммуналку бешенные. Местные власти думают только о своём кармане и политических очках. На жителей города и области им чихать. Не зря народ валит из этой дыры.
Елена
5 августа 2016
11:58
Правительство России уничтожает население севера, пример - программа отселения, это сокращение численности. Нет людей - нет территории, все идет к тому, что у России много лишней территории с несметными богатствами и ее уже продали, а людей предают.
ната
9 августа 2016
22:52
А я поеду жить в Мурманск, люди сильные духом там и город - это же север, что ныть-то! Чтобы мир был на земле! Остальное - ерунда! Природа в борьбе за здоровье все даёт, умейте пользоваться!
Лиза
13 августа 2016
14:18
Мне 14 лет и я родилась в замечательном городе Мурманске. Меня устраивает наша погода, наши полярные ночи. Природа на Кольском полуострове просто замечательная!! Низкий уровень криминала очень радует. А люди-то какие! Добрые, отзывчивые. Близость к Скандинавии - это просто волшебство. Город не такой уж и грязный, его начали приводить в порядок. Излюбленное место отдыха - это сопки. Красота неописуемая! Очень много различных магазинов и цены не очень дорогие. В комментариях пишут, что Мурманск - деревня. И с чего вы это взяли!? Вот средняя полоса дальше Москвы - это деревня. Сама отдыхаю в Пензе, просто ненавижу этот город. Половина города - высокие дома. Половина - старые трухлявые избы с огородами, которые пора бы снести. Насчет туризма. Недавно в наш город стал ходить огромный лайнер, а может быть и несколько. Ездилм с мамой в город, а там кого только нет! Японцы, китайцы, французы, американцы и т.д. И всем им нравится наш город. Я очень люблю свой город. Да, многие уезжают в Питер - нашу северную столицу. Но даже если ты переехал, не стоит забывать свой родной город, город в котором ты родился и который навсегда останется в твоём сердце!
Марина
17 августа 2016
04:18
Фраза - "Ездили с мамой в город..." говорит о многом. В этом-то вся и суть, что живя в Городе Мурманске, его жители выезжают погулять "в город". Не надо сравнивать Мурманск с Пензой или с каким-нибудь Гадюкино (он будет выгодно отличаться). Попробуйте сравнить этот город с Белгородом и Калининградом.
Экс-Лапарь
28 августа 2016
00:27
Прожил в своём родном городе 44 года. Обстоятельства заставили уехать в Питер. Год ушел на адаптацию и переформатирование. Ностальгия прошла, исчез комплекс провинциала, появилось осознание случившегося и всё стало хорошо. По родному городу уже не скучаю, когда приходится приехать, режет глаз убогость когда-то любимого города. Про доброту, душевность и открытость мурманчан, не понимаю, о чем речь... Вся эта история про патриотизм, любовь к единственному в своем роде, самому лучшему городу, да еще и столице Заполярья (!) на мой взгляд - просто зомбирование населения. Если это не вбивать в мозги, то будет очевидно обратное, что вызовет еще больший отток населения. Смешно читать про красоту Кольского края, прелесть полярной ночи и освежающую прохладность лета, мазохизм какой-то... Когда смотрю на детей, одетых в куртки в июне, задаюсь вопросом, за что им это?

Вот такое моё мнение. Если кого задел за живое, сорри.
Лана
21 сентября 2016
15:56
А в Питере Вы в июне в чём ходите?? Этим летом я и весь июль в куртке в Питере проходила, и август тоже. Питер не вариант, в смысле климата. Такой же гнилой климат. Южнее нужно ехать, южнее.
Сергей
15 сентября 2016
02:32
Ну, ехать в Питер - это шило на мыло менять, климат похожий, продвинутая Карелия, одним словом. А вот большинство моих друзей среди молодежи уехали из Мурманска, кто в Курск, кто в Самару. И все нормально устроились. Зарплата та же, у кого-то даже выше, чем здесь, на севере. Все обзавелись квартирами, создали семьи. Сюда даже в гости не хотят ехать. А те, кто остался здесь, тоже думают о переезде. Народ убывает - это факт, кто-то умирает, кто-то уезжает. Город расти не будет, так как нашей стране не нужен большой город за полярным кругом. Поэтому перспективы будут для узкого круга людей. К сожалению, многие из нас останутся за бортом ржавого судна под названием Мурманск. Просто задайте себе вопрос: кем? и где? я себя вижу в будущем Мурманске. И правильное решение придет самим собой. Всем удачи.
Руслан
16 сентября 2016
20:24
До 30 лет жил всю жизнь в Мурманске, до безумства любил этот город, но вовремя очнулся и теперь мне вас жаль, дорогие мурманчане. Я уже в Москве...
Светлана
5 октября 2016
12:10
Мурманску - 100 лет! Поздравляю мурманчан! А город стал красивым, что бы ни говорили. Средняя полоса России всё равно отстаёт от Мурманска, что бы тут ни писали. Не беру в расчёт СПб и Москву.
Александр Тюмень
20 октября 2016
18:56
С Мурманском связано многое! Здесь могилы близких и родных до боли людей. Первое посещение - в 1975 году. Впечатление – обалденное! На каждом углу продаётся рыба, любая: палтус, зубатка, «морская курятина», если не в магазинах, то прямо из бочки на базе автомобилей ЗиЛ 130 – свежая, живая. О копчёностях и говорить не приходилось, было всё, за исключением красной рыбы. На стадионе футбол каждую неделю. Моряки на «стометровке» с карманами денежных знаков. Лица людей счастливые, е-е!

Прошло время, опять в Мурманск приехал в 2014 году на погребение Тёти. Рыба по свежести такая же, как у нас в Тюмени, и цена тоже, семга, форель, палтус не первой свежести. Какие-то сомнительные «евророссы», стадион в запустении, памятник Бредову еле узнал, немытый стоит с 1980-х годов. В аэропорту (типовое здание периода 70-х годов) пусто, неуютно. Поразили огромные кладбища и бакланы над ними тучами летают – жутко!!! Залез в интернет, посмотрел численность города: с 2003 по 2014-й - минус 40 тысяч человек, катастрофа! Интересуюсь у родственников: что? Как? Отвечают: работы нет, ездим в Норвегию на заработки, или "таксуем" на старенькой Ладе. Градостроительная картина города – бесперспективная. Неужели всё так плохо, где флот, где радостные лица моряков? Ведь кто-то стоит за всем этим?
Елена
28 октября 2016
11:16
К 100-летию города уже всё отмыли, а памятник Бредову реконструировали. Много новых парков и скверов. Уж на славу постарались. Город не узнать! Теперь Мурманск стал городом фонтанов, чего не было раньше! Здание аэропорта строят новое. Спасибо 100-летию города, Мурманск привели в порядок!
Павел
8 ноября 2016
03:45
Давайте, давайте, уезжайте уже скорее, кто хочет уехать. Я уже отмечаю, что на моих местах в лесу народу почти не стало, просто рай какой-то. Прям как в мультфильме: "Чьи в лесу шишки?...", ответ очевиден - мои. Вот такая вот моя шутка. Ну поулыбайтесь, господа, а то вы всё о проблемах, ночах каких-то полярных, что, лампочку лень включить? Ха.
Виталий Александрович
12 ноября 2016
01:30
Родился в городе-герое в семье, где отец и дед ходили в море, и благодарен Мурманску за характер, добрых людей и красоту Севера. Считаю постыдным оскорблять родной город вне зависимости от обстоятельств. Город душевный, красивый и удобный. Но, нет уже Беломорской базы, где работал отец, ни рыбы, ни полярок. Зато есть концерт Майданова за 48 млн. руб. к столетию города, разграбленное местное сельское хозяйство местными же деятелями и перспективы стать слугами военных и полиции, которым только и платят те самые полярки. Люблю Мурманск, но здравый смысл и чутье подсказывает, что пока есть здоровье, юность и силы, надо уезжать в более перспективный регион. А в Мурманск - возвращаться покататься на лыжах и летом за морошкой!
Вася с юга
17 ноября 2016
17:29
В пору мурманчан поздравить с новым мэром. Смешалось все - Евроросс - Единоросс. Судя по всему, Мурманск скоро переименуют в Евророссийск) Пипец. Мне вас жаль.
Юрий
1 декабря 2016
17:47
Очень благодарен людям, которые оставили добрые комментарии о г. Мурманск! За последние годы многое изменилось и внешне, и внутренне: появилась организация "Парки и скверы" - не было ее ранее, которая в свою очередь привела в порядок и образовала новые места отдыха и памятники! Много градообразующих предприятий: СЗФК, КГМК, Ковдорский ГОК, Оленегорский ГОК / различные оборонки (Нерпа, 35 СРЗ и т. д...), ММТП (порт) и все на один миллион населения! Город один из самых молодых в России - 100 лет! И за сто лет вы посмотрите, как он расстроился! А дороги: все отремонтированы, гляньте на въезд, который выстроил ВАД - просто обалдеть! Всегда, когда уезжаю с родного города, уже через неделю скучаю по его огням, его необычайной атмосфере!Всю жизнь проведу здесь, даже если буду миллиардером - я точно решил! Много бы еще написал хорошего, но пора работать!Всем хорошего настроения!
Ольга
4 декабря 2016
21:35
Прожила в Мурманске больше 30 лет, после выхода на пенсию уехала в Белгород. Всю жизнь проработав в Мурманске, заработала пенсию, меньше чем в средней полосе, в Белгороде у пенсионеров больше пенсия, чем моя. Вспоминаю Мурманск как страшный сон, с детьми погулять было негде, детских площадок не было, парков отдыха нет. Семёновское озеро - очень красивое место, но посидеть и полюбоваться красотами местности негде. Коммуналка съедала всю мою зарплату, весь год приходилось копить на отпуск, а в последние годы и выехать не на что было. Город год от года приходил в упадок, что-то делалось только перед выборами. Простояв в очереди на жильё 30 лет, так его и не получила. Уехав, не жалею об этом, климат в Белгороде не то, что в Мурманске, тепло, не надо уезжать и копить деньги, зимы короткие, без полярных ночей, продукты средней ценовой категории, много зон отдыха, лавочки на каждом шагу, кругом цветы и ухоженность. Единственный минус, как и везде - нет работы и зарплаты мизерные, а на хорошую работу сложно устроиться, но и в Мурманске сейчас тяжело с работой, плюс север подрывает здоровье. Наверно в Мурманске остались те, кого держит работа или люди дорабатывают до пенсии, или просто нет средств для переезда. Да, очень жаль, что это был когда-то процветающий город за Полярным кругом с изобилием рыбы на прилавках, крупным рыбным портом с заводами по переработке рыбной продукции, крупным торговым портом и городом моряков. Все это ушло в прошлое и осталось то, что ещё на плаву, но этого так мало - очень жаль и обидно за это!
Василий.
12 декабря 2016
20:19
В Мурманске живу 35 лет, город меняется не в лучшую сторону, по городу, почти все что осталось от СССР - только видимость благоустройства. Одни только новые "памятники" чего стоят, открытие новой лестницы - событие, дороги мостят каждый год. Единственное, где виден размах - Ленинградка, но там Федеральные деньги. Был бы хоть климат получше, а так держит только работа, да и здесь упадок. Сейчас хожу на судне, которому 43 года. Все спрашивают - где рыба. Вынуждены работать за бугор и здесь никаких санкций нет, хотя не все, здесь уж где рынок сбыта выгоднее. Из плюсов - природа, но это летом, осенью...
Елена
19 декабря 2016
16:55
Самый жуткий ужас - это районные города средней полосы России. А вы ещё Мурманск ругаете. Проедешь на машине с севера на юг, и думаешь - как в таком убожестве люди-то живут?
Юрий
4 января 2017
21:16
"Россия - щедрая душа". Все ждут сыра с неба и прямо в зубы, обгаживают, кто как может, славный город Мурманск. Сидите в своей средней полосе и на югах с джигитами и не квакайте. Кому нравится, кто может - живут, будут жить и порядок со временем поменяется - все станет лучше. Удачи и добра всем!
Альбина
6 января 2017
21:26
Юрий, я с Вами согласна. Везде хорошо, где нас нету. У каждого человека свое представление о прекрасном.
Альбина
6 января 2017
20:59
Мы живём в Краснодаром крае. Муж мой вырос в Мурманской области. Мечтает переехать в Мурманск. Наш Южный климат летом переносит с большим трудом. С большой любовью вспоминает Мурманск. Может, совсем скоро приедем в этот волшебный город, который так всех манит. Муж утверждает, если я полюблю север, то не забуду никогда))

Он мне рассказал, что люди на севере совсем не такие, как у нас на Кубани...
Павел
12 января 2017
00:00
Я Вас расстрою. Люди здесь точно такое же озлобленное быдло. Джигитов и азиатов столько же, сколько и в Краснодаре. Мурманск - серый, грязный город. С вечно неубранным снегом, загаженный бродячими собаками. По сравнению с мелкими городками Краснодарского края - тут, конечно, лучше. Но до Краснодара - далеко.
Альбина
6 января 2017
21:15
Лето у нас действительно на большого любителя. Очень душно, парко. Муж мой Чёрное море не переносит морально и физически, хотя его теща (моя мама) живёт в самом центре Сочи. Говорит, чем Чёрное море, где одни, извините, джигиты и адыги, лучше Баренцева моря и сопок. Я слушаю его рассказы про Мурманск и не могу поверить, я ведь выросла в Сочи. Ну вот приедем в Мурманск и я вживую увижу правдивость его слов. Если мне понравится, мы останемся жить, хотя он уверяет, мне понравится очень )) Думаю, и детям тоже, сын в третий класс ходит, дочка ещё маленькая.
Дмитрий
7 января 2017
17:36
Альбина, подумайте о детях, прежде чем ехать! Детям нужны витамины, которых на севере нет. А те, которые есть, зимой не усваиваются, потому что нет солнца. Хорошей работы женщине трудно найти. Та работа, которая есть, низкооплачиваемая (по размеру, как в средней полосе), если же, конечно, вы не военная или не из силовых структур. Каждое лето вам обязательно надо будет выезжать с севера и вывозить детей. Билеты до Сочи на семью из 4-х человек (туда-обратно) обойдутся вам не меньше 50-60 т.р.
Альбина
7 января 2017
22:34
Здравствуйте, Дмитрий. А вы из Мурманска? Мы поедем, поживем, может год, может два, если не понравится, вернёмся обратно на юг. Муж очень хочет показать мне север, прекрасное северное сияние, грибы и ягоды, может, даже, и людей. Его север манит назад, он ему снится. А зарплаты - тут медработник (медсестра) получает 6 тысяч, воспитатели - 9-12 тыс.
Павел
12 января 2017
00:06
Грибы и ягоды - те же, что и в средней полосе. Да и меньше их тут. Ну, морошка есть. Но она откровенно на любителя. Северное сияние - на фото в сети в 100 раз красивее выглядит. Да и увидишь его нечасто, даже в тундре. Сплошное болото, даже на вершинах сопок. И корявые берёзы с ёлками. Зарплаты выше. Цены на жизнь тоже выше. Летом все, кто могут, уезжают на юг в отпуск. А могут уже немногие. Моряки, и те в Питер переезжают.

Хотя везде сейчас несладко.
Григорий
12 января 2017
01:55
Мурманск что-то представлял из себя, пока государство вкладывало в него деньги, но те времена давно прошли. Была большая ошибка строить такой город в Заполярье. Переезжать с юга на север, зачем? Ради сновидений мужа и красоты севера? Так нет никакой красоты там, а только серость, уныние, холод и дожди. А люди везде одинаковые и что-то особенного в мурманчанах вы не найдёте. Да и моря в Мурманске нет, а залив, и видеть вы его будете из автобуса.
Александр
12 января 2017
18:33
Ищу работу в Мурманске по специальности сварщики, можно уйти в моря. Есть морское образование, я с Украины.
Валерий
13 января 2017
22:41
Альбина )))) Вы не жили на Крайнем севере, и не знаете, что это такое. Я уже 36 лет живу здесь. Мурманск весь покрыт слоем угля, так как его погружают на суда круглые сутки. И добычи будут только возрастать. Полярная ночь - это постоянная депрессия. Полярный день выводит не меньше. Зима, как и весна - просто ужасны: в декабре может пойти дождь. А в январе уже -30 с ветрами. Потом неделями валит снег, покрывая ледяные улицы толстым покровом. Так как ничего не чистят, люди и машины месят эту желтую жижу. Снег местами не тает до середины июля. Природа скудная. Хоть уникальная и красивая. Но только летом и осенью. В городе погулять негде. Солнышко не греет. Лето у нас в удачный год длится 2 недели, по паре тройке дней на неделе. И в эти дни весь город валит на природу на шашлыки, благополучно её загрязняя бутылками и пивными банками. Парков нет совсем. Отток населения - 2-4 тыс человек в год. Уезжаю в Краснодар. Жаль только - останутся близкие и друзья.
Альбина
14 января 2017
20:55
Валерий ))) Краснодарский край - тоже не совсем рай... На большого любителя, скажем так. Уезжая из севера, Вы будете скучать, прожив там такое длительное время.
Альбина
14 января 2017
21:16
Север очень молодит)) Сами увидите, что ваши ровесники Здесь, на юге, выглядят совсем не так... Здесь солнце очень знойное! Летом такая жара стоит, что выйти боишься на улицу. Конечно, я желаю Вам успехов на юге)) От нашего города до Краснодара где-то час езды на машине. Везде хорошо, где нас нет.
Валерий
16 января 2017
20:54
Я такого не замечал. Раз 7-9 отдыхал в Краснодарском крае. Такого не замечал. Я про ускоренное старение. Хотя, как факт, про женщин не отрицаю...
Альбина
27 апреля 2017
22:07
А вы обратите внимание, когда будете у нас в Краснодарском крае.
Антон
18 февраля 2017
16:44
Альбина! Я 27 лет, с рождения, прожил в Мурманске! Получил образование по специальности "Судоводитель". Но в море походил не долго!! Уже как три года живу в Анапе! Я Вам скажу, что Вы будете просто в шоке от жизни на Севере!!! Там нужно иметь очень хороший доход, чтобы жить в кайф - ездить пару раз в год за границу, иметь полноприводный автомобиль и ходить по тем заведениям, которые там есть... Для семейной жизни этот город не подходит 100%.

На юге, конечно, есть свои минусы и проблемы с работой... Но их не сравнить с жизнью в Мурманске без высокого дохода. Я рад, что уехал!! И сны мне не снятся вообще!))))
Сергей
20 февраля 2017
17:51
Родился и прожил в Мурманске 35 лет, уехал из Мурманска в 2012-м в Москву, была хорошая (по мурманским меркам) работа, квартира, машина и т.д., не жалею нисколько, только прожив год в Москве понял, что 35 лет провел, как на зоне. Наконец-то увидел, какой должна быть весна и то, что оказывается зимой может светить солнце. Про уровень доходов и говорить не приходится, вспоминаю свою "хорошую" мурманскую зарплату со смехом. Родители в этом году тоже переезжают в Подмосковье. Бегите люди из этой дыры как можно скорее, пока еще есть силы и немного денег и пока еще можно продать там недвижимость...
Никита
29 марта 2017
13:16
Родился в Мурманске. Как только закончил школу, уехал на родину моих предков - солнечный Краснодар! И ничуть не жалею! Пока жил на севере, все мысли были только об одном - свалить из этой серой, провинциальной, грязной и холодной дыры! До сих пор вспоминаю запах вонючей мойвы в центре города и выворачивает наизнанку!!! Наркоманы и быдло, бухающие по подъездам в зимнюю пору, серость и уныние бетонных многоэтажек вперемешку с деревянными домами, ни парков нормальных, ни скверов, почти круглый год зима, летом дожди и холодно, все ходят в осенней одежде (как у нас в Краснодаре ходят зимой), город очень грязный, дороги убитые! Периодически общаюсь с друзьями и родственниками (у кого нет возможности уехать): зарплаты копеечные, коммуналка заоблачная, продукты дорогущие, развлечений ноль! Не советую переезжать жить в эту дыру!
Елена
29 марта 2017
17:21
Никита, Вы молодец! Мы тоже родом с южных краев, живем в Карелии, не хватает духу вернуться. Отзывы бывших северян для нас очень важны, мы ведь "замороженные", долго раскачиваемся.
Сергей
25 апреля 2017
00:58
Елена, не слушайте никого. Надо самой приехать и посмотреть. Слушать никит всяких и прочих тунеядцев, лентяев и идиотов - себя не уважать.
Алексей
25 апреля 2017
00:56
Никита - обычный дебил. Это, конечно, хорошо, что такие, как он, уезжают из города, теперь пусть на югах срут всякие валеры, никиты и прочая хрень плаксивая.
люка
25 апреля 2017
05:54
Каждый едет туда, где хорошо, но это "хорошо" все относительно: кого-то радует холод, шикарные ели, сосны, морозный воздух, искрящийся снег, быстрая весна и жаркое лето, а кого-то - постоянная жара, слякотная зима, но красивая весна... в этом мире все относительно.
Сергей
5 мая 2017
16:58
Люка, ну как Вам морозный воздух, искрящийся снег и быстрая весна?)))))))))))))))))))))))))))))))))))))
Фридрих
17 июня 2017
16:01
Где нас нет, везде хорошо. Почему так мурманчане и мурманчанки паникуют, что плохо жить в Мурманске? Ну, цены продуктам не знаю, дорого или не так дорого. Ну, природа, красиво, и где найдёшь полярную красоту, нигде не найдёшь ведь.
Олег
26 июня 2017
11:07
Отдал Мурманску 30 лет, все Лучшие свои годы (увезли в 3 года). Перебрался в Тамбов (родина). Лет 10 часто снились сны, где я с ужасом понимал, что вернулся в Мурманск и жить мне тут вечно!! Просыпался в холодном поту. Иногда смотрю вебкамеру онлайн с пяти углом и так жалко этих людишек, что ходят там в пальто под зонтами.

Очень красивая природа, но очень затхлый и скучный город. Если выбирать север, то только в Финляндии или Норвегии. Хотя ностальгия есть... Когда-нибудь, может вернусь побродить по родным дворикам... Ненадолго.

(Порт прекратил свою жизнь в конце 80-х).
Иван
9 июля 2017
16:23
Сколько же Веллеров на сегодняшний день осталось в Мурманске? Что касается единороссов, то скоро придут в Мурманск Навальные!
лина
13 июля 2017
07:41
Отданы Мурманску 43 года, уехали и не жалеем. Подленьких людишек достаточно. Сырость, серость весь год.
дмитрий
13 июля 2017
14:12
Ценность Мурманска - его люди. На юге и средней полосе - хамло в большинстве. Кто тут писал про Краснодарский край? Да, я родился там, но ни за что не стал бы жить. Хамы, воры, взяточники. Климат? Да, здесь зима теплее, чем в Москве. Кто тут в Минводы приглашал оздоровляться? Миф. Ко мне бабки за 80 на прием приходят бодрячком, которые никуда из Мурманска не выезжали.
Игорь
17 августа 2017
04:46
Друзья мои! Спешу Вас обрадовать. На противоположном краю России, в городе Находка, да и во Владивостоке, дела обстоят также как у Вас! Всё завалили углём, производства развалили, бараки стоят и будут стоять и дорог нет вообще! Про экологию вообще молчу. Постоянный отток населения наблюдается уже более десяти лет. Если Вы почитаете статистику других городов, то поймёте, что такая ситуация складывается практически во всех регионах России. Как Вы думаете, где становится больше людей, когда у нас меньше?

Написать комментарий