Город Усть-Кут

Общие сведения и история
Усть-Кут расположен в центре Иркутской области, в 500 км от ее столицы, в 255 км от Братска и в 215 км от Усть-Илимска, на реках Лена, Кута и Якурим. Является административным центром Усть-Кутского района Иркутской области, транспортным узлом на пересечении автомобильных, воздушных, железнодорожных и речных (городской порт в советское время являлся крупнейшим в стране) путей и грязелечебным курортом. Также значительно развита деревообрабатывающая промышленность и добыча полезных ископаемых. Площадь города - 56 км².
История Усть-Кута берет отчет с 1620-х годов, когда до устья Куты дошли русские первопроходцы. В том же десятилетии, в 1628 или 1629 году казачий десятник Василий Бугор построил в этих местах зимовье. Несколько позже, в 1631-м отряд атамана Ивана Галкина поставил здесь зимовье побольше, из которого вырос Усть-Кутский (или иначе Усть-Куцкий) острог, ставший основой для будущего города. Острог, служивший, помимо прочего, и базовым лагерем для дальнейшего освоения Сибири, был построен в форме четырехугольника, имел одну проезжую башню и был окружен стеной длиной в 134 метра. Несколько позже рядом с острогом был образован ряд деревень, которые были выделены в Усть-Кутскую волость.
Несмотря на свое оборонительное предназначение, Усть-Кутский острог никогда не видел сражений - местные племена предпочли здесь вести торговлю с русскими и между собой. Кроме этого, через несколько лет после основания острога, в его окрестностях появилось промышленное производство - знаменитый землепроходец Ерофей Павлович Хабаров открыл здесь солеварню, из которой затем вырос Усть-Кутский солеваренный завод (первое промышленное предприятие на реке Лена), продукция которого продавалась на всей северо-восточной части Сибири. Этот завод закрылся лишь в 1956 году. Так же Хабаров основал в этих местах ямскую гоньбу и занялся земледелием.
Из-за своего выгодного местоположения (пересечение двух крупных рек - Лены и Куты и конечная точка Ленского волока), Усть-Кутский острог вскоре приобрел значение как важный транспортный узел для путешественников (в Усть-Куте побывали, в частности, братья Лаптевы, Витус Беринг, Григорий Шелехов, Геннадий Невельский и первооткрыватели Камчатки Степан Крашенинников и Владимир Атласов) и казачьих отрядов, следующих по Сибири и на Дальний Восток. Также Усть-Кут служил транзитной точкой для грузовых судов, которые с Ишима, Енисея и верховьев Лены следовали дальше на север и восток. Благодаря всему этому Усть-Кут получил неофициальное название «Ворота на Север».
Кроме земледелия, торговли (до 19 века здесь проводились крупные ярмарки) и обслуживания купцов и землепроходцев местные жители занимались рыболовством и охотой.
Во второй половине XIX века здесь начало развиваться пароходное дело. Им занимались восемь компаний, в собственности которых было около 20 пароходов. Кроме этого, по Лене и Куте ходили еще около сотни остальных судов, на которых осуществлялись перевозки. В 1890-х годах здесь появилась телеграфная связь. На рубеже 20 столетия в Усть-Куте открылась грязелечебница.
Несмотря на свое курортное и экономическое значение, Усть-Кут также являлся местом ссылки для политических заключенных. Сюда в 1900 году был отправлен Лев Троцкий, ссылались анархисты, социал-демократы и эсеры, а участники Польского восстания 1863-64 годов отбывали каторгу на солеварне. Так же по пути к местам ссылки через Усть-Кут проследовали писатели А.Н. Радищев и Н.Г. Чернышевский и несколько декабристов.
Уже в послереволюционное время, в период Гражданской войны, Усть-Кут стал ареной партизанских сражений, чьей целью было овладение выходом к золотым приискам Ленского бассейна. До ноября 1919 года здесь располагался один из крупнейших лагерей армии А.В. Колчака. Затем в селе установилась власть большевиков.
В первые годы советской власти в Усть-Куте был сформирован перевалочный пункт для грузов, предназначенных для перевозки в Якутию, а также открыты верфь, больница и пристань Осетрово. В 1926 году Усть-Кут получил статус райцентра, а в 1928-м здесь был оборудован грязелечебный Усть-Кутский курорт.
В конце 30-х были начаты работы по строительству Байкало-Амурской магистрали, один из первых участков которой прошел через Усть-Кут, но из-за нападения на СССР фашистов их пришлось прекратить. На фронт отправились свыше трех тысяч местных жителей, около трети из них полегли в боях. Четыре устькутянина за военные подвиги стали Героями Советского Союза. К слову, в 1942-43 годах здесь проходила трасса, по которой на фронт перегонялись самолеты, полученные по ленд-лизу. Так же во время войны, в 1943-м, Усть-Кут был преобразован в рабочий поселок.
В 1951 году по БАМу между Тайшетом и Усть-Кутом открылось железнодорожное сообщение. Через несколько лет были построены аэропорт, Осетровский речной порт (крупнейший в СССР) и верфь металлического судостроения. Так же в Усть-Куте, ставшем в то время городом (с 29 июля 1954 года) и значимым транспортным узлом, начала интенсивно развиваться лесная промышленность. В 1955 году железнодорожный участок Тайшет-Лена был соединен с Транссибирской железнодорожной магистралью.
В 1963-м Усть-Кут стал городом областного подчинения. Через одиннадцать лет он был назван отправной точкой строительства Байкало-Амурской магистрали. Здесь разместился штаб ее Западного участка. В 1989 году берега Лены соединил единственный в городе автомобильный мост, впоследствии получивший статус памятника.
В 2001 году жители Усть-Кута пострадали от наводнения на Куте и Лене. Были разрушены строения в частных секторах и затоплены несколько городских улиц, участок автодороги Р419 (Тулун - Братск - Усть-Кут) и железнодорожная насыпь.
В наше время город сохранил свое промышленное и транспортное значение. Он занимает 1-е место среди всех транспортных центров Восточной Сибири. По железной дороге во все регионы России и в зарубежные страны отсюда направляется древесина, а с Осетрова, которое занимает одну из лидирующих позиций среди российских речных портов, в порты на Крайнем Севере и в золотодобывающие районы регулярно уходят суда с грузами. Не прекращают свою деятельность крупная судоверфь, предприятия лесной промышленности и нефтебаза.
В Усть-Куте действуют спортивный центр и детская спортивная школа, несколько санаториев, множество библиотек и клубов и музыкальная школа. Дух истории города хранят несколько сотен памятников археологии, архитектуры и истории.
Районы Усть-Кута
Официального административно-территориального деления в городе не существует, хотя в нем можно выделить ряд микрорайонов и поселков частного сектора. Их названия активно используются как местными жителями, так и городскими властями.
Центральная часть Усть-Кута разделена на два микрорайона: Речники и Лена. Здесь проживает большинство устькутян и находится основная часть городских культурных и социальных учреждений.
Историческая часть города, которая раньше являлась селом Усть-Кут, в настоящее время называется «Старый Усть-Кут". Она, в основном, застроена древними деревянными домами.
Численность населения Усть-Кута на 2023 год. Количество жителей Усть-Кута
Данные количества жителей города взяты из федеральной службы государственной статистики. Официальный сайт службы Росстата
Количество жителей Усть-Кута | Годы |
---|---|
45 300 человек | 2008 год |
44 832 человек | 2009 год |
45 375 человек | 2010 год |
45 290 человек | 2011 год |
44 805 человек | 2012 год |
44 301 человек | 2013 год |
43 552 человек | 2014 год |
42 971 человек | 2015 год |
42 498 человек | 2016 год |
42 272 человек | 2017 год |
41 689 человек | 2018 год |
41 149 человек | 2019 год |
40 783 человек | 2020 год |
40 281 человек | 2021 год |
39 685 человек | 2022 год |
36 153 человек | 2023 год |
35 438 человек | 2024 год |
Численность населения Усть-Кута по состоянию на 2017 год составила 42 272 человека, а плотность - 754,86 чел./км². По первому показателю город занимает 366 место среди 1112 российских городов.
В национальном плане больше всего здесь проживает русских - 93 % и украинцев - 2 %.
В 2010 году в экономике города было занято 32% от общей численности населения Усть-Кута. Из них на предприятиях среднего и малого бизнеса трудились 3,1 тыс. чел. (22 % от всех работающих устькутян), а в сфере связи и транспорта - на одну тысячу человек меньше (15 %). Уровень безработицы составил 3 % (804 официально зарегистрированных безработных). Численность граждан пенсионного возраста составила 45% от всех жителей города.
Средний прожиточный минимум по официальным данным был равен 5,1 тысяч рублей.
Этнохороним: устькутянин, устькутянка, устькутяне.
Усть-Кут фото города. Фотография Усть-Кута

Информация о городе Усть-Кут в Википедии:
Ссылка на сайт Усть-Кута. Множество дополнительных сведений вы можете взять прочитав их на официальном сайте Усть-Кута, официальном портале Усть-Кута и правительства.
Официальный сайт Усть-Кута
Карта города Усть-Кута. Усть-Кут яндекс карты
Создано с помощью сервиса Яндекса Народная карта (Yandex map), при уменьшении можно понять расположение Усть-Кута на карте России. г. Усть-Кут Яндекс карты. Интерактивная Яндекс карта города Усть-Кута с названием улиц, а так же номерами домов. На карте есть все обозначения Усть-Кута, пользоваться ей удобно и не сложно.
На странице вы можете ознакомиться с некоторыми описанием Усть-Кута. Так же увидеть расположение города Усть-Кут на карте Яндекс. Подробная с описанием и метками всех объектов города.
Отзывы о городе Усть-Кут (3)
Пишите отзывы не скупитесь. Администрация сайта убедительно просит не допускать в ваших отзывах о городе выражений, оскорбляющих чью-то личность, мат и т. п. высказывания. Комментарии и отзывы являются модерируемыми вручную, и впоследствии эти выражения будут удалены. Наш ресурс сделан как можно доступнее для вас, и для оставления отзывов не требуется регистрации, ввода e-mail и подобных вещей, затрудняющих общение, будьте добрее к другим, и вам все вернется в тройне. Так же просим не копировать чужие тексты, возьмите из них абзац и поставьте ссылку. Если информация будет актуальна статье, ссылка будет активной после проверки.
Написать комментарий