Город Усть-Кут

Видео ролик о городе

Общие сведения и история

Усть-Кут расположен в центре Иркутской области, в 500 км от ее столицы, в 255 км от Братска и в 215 км от Усть-Илимска, на реках Лена, Кута и Якурим. Является административным центром Усть-Кутского района Иркутской области, транспортным узлом на пересечении автомобильных, воздушных, железнодорожных и речных (городской порт в советское время являлся крупнейшим в стране) путей и грязелечебным курортом. Также значительно развита деревообрабатывающая промышленность и добыча полезных ископаемых. Площадь города - 56 км².

История Усть-Кута берет отчет с 1620-х годов, когда до устья Куты дошли русские первопроходцы. В том же десятилетии, в 1628 или 1629 году казачий десятник Василий Бугор построил в этих местах зимовье. Несколько позже, в 1631-м отряд атамана Ивана Галкина поставил здесь зимовье побольше, из которого вырос Усть-Кутский (или иначе Усть-Куцкий) острог, ставший основой для будущего города. Острог, служивший, помимо прочего, и базовым лагерем для дальнейшего освоения Сибири, был построен в форме четырехугольника, имел одну проезжую башню и был окружен стеной длиной в 134 метра. Несколько позже рядом с острогом был образован ряд деревень, которые были выделены в Усть-Кутскую волость.

Несмотря на свое оборонительное предназначение, Усть-Кутский острог никогда не видел сражений - местные племена предпочли здесь вести торговлю с русскими и между собой. Кроме этого, через несколько лет после основания острога, в его окрестностях появилось промышленное производство - знаменитый землепроходец Ерофей Павлович Хабаров открыл здесь солеварню, из которой затем вырос Усть-Кутский солеваренный завод (первое промышленное предприятие на реке Лена), продукция которого продавалась на всей северо-восточной части Сибири. Этот завод закрылся лишь в 1956 году. Так же Хабаров основал в этих местах ямскую гоньбу и занялся земледелием.

Из-за своего выгодного местоположения (пересечение двух крупных рек - Лены и Куты и конечная точка Ленского волока), Усть-Кутский острог вскоре приобрел значение как важный транспортный узел для путешественников (в Усть-Куте побывали, в частности, братья Лаптевы, Витус Беринг, Григорий Шелехов, Геннадий Невельский и первооткрыватели Камчатки Степан Крашенинников и Владимир Атласов) и казачьих отрядов, следующих по Сибири и на Дальний Восток. Также Усть-Кут служил транзитной точкой для грузовых судов, которые с Ишима, Енисея и верховьев Лены следовали дальше на север и восток. Благодаря всему этому Усть-Кут получил неофициальное название «Ворота на Север».

Кроме земледелия, торговли (до 19 века здесь проводились крупные ярмарки) и обслуживания купцов и землепроходцев местные жители занимались рыболовством и охотой. 

Во второй половине XIX века здесь начало развиваться пароходное дело. Им занимались восемь компаний, в собственности которых было около 20 пароходов. Кроме этого, по Лене и Куте ходили еще около сотни остальных судов, на которых осуществлялись перевозки. В 1890-х годах здесь появилась телеграфная связь. На рубеже 20 столетия в Усть-Куте открылась грязелечебница.

Несмотря на свое курортное и экономическое значение, Усть-Кут также являлся местом ссылки для политических заключенных. Сюда в 1900 году был отправлен Лев Троцкий, ссылались анархисты, социал-демократы и эсеры, а участники Польского восстания 1863-64 годов отбывали каторгу на солеварне. Так же по пути к местам ссылки через Усть-Кут проследовали писатели А.Н. Радищев и Н.Г. Чернышевский и несколько декабристов.

Уже в послереволюционное время, в период Гражданской войны, Усть-Кут стал ареной партизанских сражений, чьей целью было овладение выходом к золотым приискам Ленского бассейна. До ноября 1919 года здесь располагался один из крупнейших лагерей армии А.В. Колчака. Затем в селе установилась власть большевиков.

В первые годы советской власти в Усть-Куте был сформирован перевалочный пункт для грузов, предназначенных для перевозки в Якутию, а также открыты верфь, больница и пристань Осетрово. В 1926 году Усть-Кут получил статус райцентра, а в 1928-м здесь был оборудован грязелечебный Усть-Кутский курорт.

В конце 30-х были начаты работы по строительству Байкало-Амурской магистрали, один из первых участков которой прошел через Усть-Кут, но из-за нападения на СССР фашистов их пришлось прекратить. На фронт отправились свыше трех тысяч местных жителей, около трети из них полегли в боях. Четыре устькутянина за военные подвиги стали Героями Советского Союза. К слову, в 1942-43 годах здесь проходила трасса, по которой на фронт перегонялись самолеты, полученные по ленд-лизу. Так же во время войны, в 1943-м, Усть-Кут был преобразован в рабочий поселок.

В 1951 году по БАМу между Тайшетом и Усть-Кутом открылось железнодорожное сообщение. Через несколько лет были построены аэропорт, Осетровский речной порт (крупнейший в СССР) и верфь металлического судостроения. Так же в Усть-Куте, ставшем в то время городом (с 29 июля 1954 года) и значимым транспортным узлом, начала интенсивно развиваться лесная промышленность. В 1955 году железнодорожный участок Тайшет-Лена был соединен с Транссибирской железнодорожной магистралью.

В 1963-м Усть-Кут стал городом областного подчинения. Через одиннадцать лет он был назван отправной точкой строительства Байкало-Амурской магистрали. Здесь разместился штаб ее Западного участка. В 1989 году берега Лены соединил единственный в городе автомобильный мост, впоследствии получивший статус памятника.

В 2001 году жители Усть-Кута пострадали от наводнения на Куте и Лене. Были разрушены строения в частных секторах и затоплены несколько городских улиц, участок автодороги Р419 (Тулун - Братск - Усть-Кут) и железнодорожная насыпь.

В наше время город сохранил свое промышленное и транспортное значение. Он занимает 1-е место среди всех транспортных центров Восточной Сибири. По железной дороге во все регионы России и в зарубежные страны отсюда направляется древесина, а с Осетрова, которое занимает одну из лидирующих позиций среди российских речных портов, в порты на Крайнем Севере и в золотодобывающие районы регулярно уходят суда с грузами. Не прекращают свою деятельность крупная судоверфь, предприятия лесной промышленности и нефтебаза.

В Усть-Куте действуют спортивный центр и детская спортивная школа, несколько санаториев, множество библиотек и клубов и музыкальная школа. Дух истории города хранят несколько сотен памятников археологии, архитектуры и истории.

Районы Усть-Кута

Официального административно-территориального деления в городе не существует, хотя в нем можно выделить ряд микрорайонов и поселков частного сектора. Их названия активно используются как местными жителями, так и городскими властями. 

Центральная часть Усть-Кута разделена на два микрорайона: Речники и Лена. Здесь проживает большинство устькутян и находится основная часть городских культурных и социальных учреждений. 

Историческая часть города, которая раньше являлась селом Усть-Кут, в настоящее время называется «Старый Усть-Кут". Она, в основном, застроена древними деревянными домами.

Численность населения Усть-Кута на 2018 и 2019 год. Количество жителей Усть-Кута

Данные количества жителей города взяты из федеральной службы государственной статистики. Официальный сайт службы Росстата www.gks.ru Внешняя ссылка. Так же данные были взяты с единой межведомственной информационно-статистисеской системы, официальный сайт ЕМИСС www.fedstat.ru Внешняя ссылка. На сайте опубликованы данные о количестве жителей Усть-Кута. В таблице указано распределение количества жителей Усть-Кута по годам, ниже на графике изображена тенденция демографии в разные годы.

Ссылки на официальные документы и ресурсы по переписи жителей помечены знаком [*] при наведении мыши вы увидите название документа.
Количество жителей Усть-Кута Годы
45 300 человек 2008 год
44 832 человек 2009 год
45 375 человек 2010 год
45 290 человек 2011 год
44 805 человек 2012 год
44 301 человек 2013 год
43 552 человек 2014 год
42 971 человек 2015 год
42 498 человек 2016 год
42 272 человек 2017 год
41 689 человек 2018 год


График изменения численности населения Усть-Кута:

Численность населения Усть-Кута по состоянию на 2017 год составила 42 272 человека, а плотность - 754,86 чел./км². По первому показателю город занимает 366 место среди 1112 российских городов.

В национальном плане больше всего здесь проживает русских - 93 % и украинцев - 2 %.

В 2010 году в экономике города было занято 32% от общей численности населения Усть-Кута. Из них на предприятиях среднего и малого бизнеса трудились 3,1 тыс. чел. (22 % от всех работающих устькутян), а в сфере связи и транспорта - на одну тысячу человек меньше (15 %). Уровень безработицы составил 3 % (804 официально зарегистрированных безработных). Численность граждан пенсионного возраста составила 45% от всех жителей города. 

Средний прожиточный минимум по официальным данным был равен 5,1 тысяч рублей.

Этнохороним: устькутянин, устькутянка, устькутяне.

Усть-Кут фото города. Фотография Усть-Кута

Усть-Кут

Информация о городе Усть-Кут в Википедии: Усть-Кут Внешняя ссылка

Ссылка на сайт Усть-Кута. Множество дополнительных сведений вы можете взять прочитав их на официальном сайте Усть-Кута, официальном портале Усть-Кута и правительства.
Официальный сайт Усть-Кута Внешняя ссылка

Карта города Усть-Кута. Усть-Кут яндекс карты

Создано с помощью сервиса Яндекса Народная карта (Yandex map), при уменьшении можно понять расположение Усть-Кута на карте России. г. Усть-Кут Яндекс карты. Интерактивная Яндекс карта города Усть-Кута с названием улиц, а так же номерами домов. На карте есть все обозначения Усть-Кута, пользоваться ей удобно и не сложно.

На странице вы можете ознакомиться с некоторыми описанием Усть-Кута. Так же увидеть расположение города Усть-Кут на карте Яндекс. Подробная с описанием и метками всех объектов города.

Отзывы о городе Усть-Кут (1)

Тут Вы можете поделиться своими впечатлениями о городе Усть-Кут.
Пишите отзывы не скупитесь. Администрация сайта убедительно просит не допускать в ваших отзывах о городе выражений, оскорбляющих чью-то личность, мат и т. п. высказывания. Комментарии и отзывы являются модерируемыми вручную, и впоследствии эти выражения будут удалены. Наш ресурс сделан как можно доступнее для вас, и для оставления отзывов не требуется регистрации, ввода e-mail и подобных вещей, затрудняющих общение, будьте добрее к другим, и вам все вернется в тройне. Так же просим не копировать чужие тексты, возьмите из них абзац и поставьте ссылку. Если информация будет актуальна статье, ссылка будет активной после проверки.
tdked8gjsk
20 ноября 2018
01:35
С 1977 г. по 1986 г. строил, работая на башенном кране, 9-и этажки на Лене. Прошли годы и молодость, а город забыть не могу - люди открытые и душевные. Хотя судьбы их сложнее, чем за Уралом.

Написать комментарий